Заметки из книг

«Существует ли этика промышленного дизайна?» и «Дизайн как богословие» В.Флюссера

В статье «Существует ли этика промышленного дизайна?» Флюссер задается вопросом о том, кто несет ответственность за последствия применения тех или иных объектов дизайна — дизайнер ли, пользователь ли, а если объект был использован роботом, то, может, программист этого робота? Можно сказать, что эта статья раскрывает один из аспектов проблемы, поднимаемой автором также в статьях «Дизайн: препятствие для устранения препятствий» и «Ответный удар».

В «Дизайне как богословие» речь идет о том, как западная и восточная культура сливаются (или взаимодействуют?) в предметах дизайна. Основной идеологический конфликт автор видит в в том, что «на Западе человек вынужден умереть (в качестве расплаты за грехи), а на Востоке он рождается заново, вновь и вновь (в чем и заключается наказание за совершенные проступки). На Западе «спасение» — это преодоление смерти, на Востоке же — преодоление перерождения. Христос — провозвестник вечной жизни, Будда — избавления от необходимости жить)».

(Интересно, как так получилось, что на Западе людям, в принципе, хотелось жить, а на Востоке — нет? Иначе, как объяснить популярность именно такого мировоззрения? Или что это был за период (что переживали люди?), когда эта концепция набирала силу? А, с другой стороны, действительно ли стоит противопоставлять эти два воззрения на жизнь и смерть? Может, это просто две стороны одной медали — желание спокойствия в отсутствие мучений принципе — просто подходы разные?..)

Флюссер же рассматривает, как эти две идеологии проявляются в дизайне: западную как создающую формы из хаоса, а восточную как растворяющую в окружающем мире. И предполагает, что их слияние, возможно приведет к тому, что отношение к жизни и смерти выйдет на какой-то новый уровень.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: