“Существует ли этика промышленного дизайна?” и “Дизайн как богословие” В.Флюссера
В статье “Существует ли этика промышленного дизайна?” Флюссер задается вопросом о том, кто несет ответственность за последствия применения тех или иных объектов дизайна – дизайнер ли, пользователь ли, а если объект был использован роботом, то, может, программист этого робота? Можно сказать, что эта статья раскрывает один из аспектов проблемы, поднимаемой автором также в статьях “Дизайн: препятствие для устранения препятствий” и “Ответный удар”.
В “Дизайне как богословие” речь идет о том, как западная и восточная культура сливаются (или взаимодействуют?) в предметах дизайна. Основной идеологический конфликт автор видит в в том, что “на Западе человек вынужден умереть (в качестве расплаты за грехи), а на Востоке он рождается заново, вновь и вновь (в чем и заключается наказание за совершенные проступки). На Западе “спасение” – это преодоление смерти, на Востоке же – преодоление перерождения. Христос – провозвестник вечной жизни, Будда – избавления от необходимости жить)”.
(Интересно, как так получилось, что на Западе людям, в принципе, хотелось жить, а на Востоке – нет? Иначе, как объяснить популярность именно такого мировоззрения? Или что это был за период (что переживали люди?), когда эта концепция набирала силу? А, с другой стороны, действительно ли стоит противопоставлять эти два воззрения на жизнь и смерть? Может, это просто две стороны одной медали – желание спокойствия в отсутствие мучений принципе – просто подходы разные?..)
Флюссер же рассматривает, как эти две идеологии проявляются в дизайне: западную как создающую формы из хаоса, а восточную как растворяющую в окружающем мире. И предполагает, что их слияние, возможно приведет к тому, что отношение к жизни и смерти выйдет на какой-то новый уровень.