«Взгляд дизайнера» и «Фабрика» Вилема Флюссера
Если в «Войне и положении вещей» Флюссер считает, что за любым дизайном стоит целеполагание от дьявола, то во «Взгляде дизайнера» он уже сравнивает дизайнера с пророком, который «скорее заслуживает звания бога». К сожалению, в книге, которую я читаю, не сообщается, когда статьи были написаны, поэтому я даже не знаю, это он одновременно так думал (про бога и дьявола в дизайнере) или они были написаны в разное время, и поэтому разные позиции это результат какого-то переосмысления?
У меня нет личной потребности видеть в дизайне дьявольское или божественное — по-моему, вполне себе человеческое деяние придумывать что-то новое, которое может быть использовано как во благо, так и во вред.
А статья «Фабрика» меня порадовала и заставила улыбнуться.
«В отличие от зоологической номинации, антропологическое название homo faber не имеет подобной идеологической подоплеки. Оно означает, что мы относимся к тем видам человекообразных, которые участвуют в некоем производстве. Это функциональное обозначение, поскольку посредством него привносится следующий критерий: если где-то обнаруживается некто человекообразный, а при этом рядом располагается фабрика, и нам ясно, что сооружена она именно этим человекообразным, то мы можем называет его homo faber, то есть настоящим человеком». И «узнать человека можно именно по фабрике». 🙂
Может, и правда, что труд сделал из обезьяны человека?.. 🙂
А, в общем, в статье речь идет о трех этапах «производственной» эволюции человека: от системы человек-инструмент, через систему человек-машина к системе человек-аппарат, и о том, что будущие фабрики станут «академиями, храмами, посвященных обретению мудрости».
Странно, но у меня возникло ощущение, что эта статья как будто написана совсем другим человеком — и язык легче, и взгляд оптимистичней.