Заметки из книг

Миролюбивость как личностная черта и доброжелательность

«Миролюбивость как личностная черта» так называется вторая статья в сборнике «Личная миролюбивость. Психологическая перспектива». Автором этой статьи является Линден Л.Нелсон (Linden L. Nelson).

Что мы можем сделать, чтобы создать миролюбивый мир, чтобы сделать наши отношения мирными и чтобы найти мир внутри себя?

Под миролюбивостью мы понимаем свойство отдельного человека, проявляющееся в постоянстве миролюбивого состояния, отношения к чему-либо и поведения в различных контекстах.

Мир — состояние, во время которого отдельные лица, семьи, группы, сообщества и/или нации испытывают низкий уровень насилия и вовлечены во взаимно гармоничные отношения.
Р.Андерсон

Миролюбивое поведение (behavior) — действия создающие и поддерживающие ненасильственные и гармоничные отношения. Например, сотрудничество и доброта.
Миролюбивое состояние (state) включает в себя эмоции (спокойствие. безмятежность и защищенность), а также состояния внутренней гармонии между отдельными аспектами собственной личности.
Миролюбивое отношение (attitude) — убеждения и ценности, которые способствуют созданию и поддержанию ненасильственных и гармоничных отношений.

Р.Андерсон определяет 7 контекстов проявления мира:
1) внутриличностный мир (внутри отдельного человека);
2) межличностный мир (между отдельными людьми);
3) социальный мир (между социальными группами);
4) гражданский мир (в обществе);
5) национальный мир (внутри страны);
6) международный мир (между странами);
7) экологический мир (с природой).


В любом из этих контекстов индивидуум может проявляться как конфликтно, так и миролюбиво. При этом важным является не столько детальная классификация контекстов, сколько принятие во внимание существование людей, которые стабильно проявляют свою миролюбивость в разное время и в разных сферах. Также стоит отметить и то, что миролюбивые люди не обязательно оказываются борцами за мир.

Можно было бы считать миролюбивым человеком того, кто стабильно миролюбив в одном из контекстов, но важнее оставить это определение для тех, кто миролюбив не только в одном контексте. Про тех, чье миролюбие проявляется в разных контекстах, можно сказать, что они обладают миролюбивостью как чертой личности.

Если бы мы рассматривали миролюбивость как общую черту, то мы бы сказали, что большинство людей обладает этой чертой личности в той или иной мере (от очень миролюбивого до очень немиролюбивого), и мы бы подразумевали, что в принципе люди довольно стабильны в силе проявления миролюбивости в целом. С другой стороны, мы могли бы считать, что люди уникальны (idiosyncratic) в проявления миролюбивости. Так, например, некоторые люди могут проявлять миролюбивость в большинстве значимых контекстов, а другие же будут миролюбивыми только в некоторых из них, демонстрируя уникальные паттерны проявления.

Люди, высоко ценящие гармонию, будут к ней стремиться во всех сферах, так как иначе они будут лишены ценного переживания.

Все же более вероятным является предположение, что люди стабильны в проявлении миролюбивости в различных контекстах и в разное время. Если человек определенным образом проявляется в конфликтной ситуации в одном контексте, то скорей всего он будет таким же образом проявляться и в других, обобщая схожие ситуации. Обобщение ситуаций играет большую роль в нашей психологической адаптации к новым условиям — мы стараемся использовать уже усвоенный опыт и знания, чтобы не учиться каждый раз заново («the generalization hypothesis», Christiansen). К тому же, наши ценности, навыки, когнитивные механизмы, способствующие миролюбивости в одной сфере, скорей всего так же будут способствовать ей и в других. Например, если для человека толерантность является ценностью, то это будет проявляться и по отношению к нему самому, и к другим, и к группам. Умение контролировать себя и решать проблемы скорей всего будет способствовать миролюбию во всех контекстах, в то время как злость будет мешать как миру внутри человека, так и во внешних сферах жизни. Также и генетическая предрасположенность к миролюбивости, и родительский пример скорей всего будут влиять на наше взаимодействие с миром в разных контекстах.

Человек миролюбиво относящийся к другим скорей всего получит миролюбивое отношение в ответ, а следовательно будет чаще испытывать мирные эмоции в принципе.

Как личностная черта внутриличностная миролюбивость может быть определена следующим образом:
1) как предрасположенность к самопринятию, самосостраданию и ненасилию по отношению к самому себе;
2) как относительно продолжительное состояние гармонии (конгруэнтности) между отдельными аспектами личности;
3) как предрасположенность к эмоциональным состояниям, способствующим мирным отношениям и/или ассоциирующимся с переживанием состояния гармонии.

Если мы захотим измерить уровень миролюбивости, то желательно будет учесть и ненасильственные намерения и поведение по отношению к другим людям, и намерения и поведение, непосредственно направленные на создание и поддержание гармоничных отношений.

Доброжелательность как черта личности очень хорошо описывает характеристики межличностной миролюбивости. Гранями доброжелательности являются (в NEO PI-R) : доверие, прямота, альтруизм, уступчивость, скромность и сочувствие. В IPIP NEO шкала доброжелательности включает 10 позитивных и 10 негативных факторов. Позитивные: найти доброе слово для каждого, верить в то, что у других хорошие намерения, уважать других, принимать людей такими, как они есть, способствовать тому, чтобы другие чувствовали себя непринужденно, заботиться о других, доверять тому, что люди говорят, сочувствовать чувствам других, легко удовлетворяться, относится ко всем одинаково (equally). Негативные: острый язык, добивать других, подозревать скрытые мотивы у других, мстить, оскорблять, верить в свое превосходство, противоречить другим, быть требовательным, держать обиду на других, заботиться только о собственной выгоде. Можно сказать, что доброжелательность описывает способность нравиться другим, быть приятным и гармоничным в отношениях, при этом люди с высокой степенью доброжелательности стараются поддерживать мирные отношения с другими. Доброжелательные люди обычно не склонны к насилию над другими и имеют низкий уровень агрессии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: