Личная миролюбивость
Устала от «войны» вокруг — захотелось почитать чего-нибудь мирного. Попробую начать сегодня «Personal Peacefulness. Psychological Perspectives» (editors Gregory K. Sims, Linden L. Nelson, Mindy R. Puopolo) — «Личная миролюбивость. Психологическая перспектива».
МИРОЛЮБИЕ — МИРОЛЮБИВОСТЬ, различаются значением. Миролюбие. Стремление к миру. Проявлять миролюбие. Миролюбивость. Свойство чего-л. по знач. прил. «миролюбивый». Миролюбивость характера.
«Словарь трудностей русского языка для школьников», сост. С.А.Ушакова, 2007.
В первой главе авторы, они же редакторы книги, определяют личную миролюбивость как миролюбивость отдельных людей, включающую внутренний мир, межличностную миролюбивость и миролюбивое отношение к группам и национальностям, и говорят, что эта книга посвящена попытке понять сущность, поведение и мышление миролюбивого человека, который пусть и не всегда миролюбивый, но хочет разрешать конфликты и становиться более миролюбивым.
Также они уточняют, что Психология мира, сосредоточенная на проблемах миротворчества (peacemaking), миростроительства (peace building) и поддержания мира (peacekeeping), а также прямого и структурного насилия, в основном фокусируется на международных и групповых отношениях и почти не исследует личную миролюбивость, которой посвящена эта книга. В тоже время личная миролюбивость может быть исследована в рамках:
— психологии личности,
— социальной психологии;
— клинической психологии;
— позитивной психологии;
— миролюбия как ненасилия;
— теории привязанности и развития управления эмоциями;
— теории человеческих потребностей;
— буддистских концепций сострадания и осознанности;
— естественно-научного подхода к физиологическим основам миролюбивости;
— феноменологического подхода;
— миролюбия как содействия разрешению конфликтов.
И оговаривают, что хотя книга и не учит напрямую, как стать миролюбивым, но в большинстве глав затрагивается проблема личностного роста, а также описываются интервенции, направленные на повышение миролюбивости взрослых и детей.
При написании книги редакторы предлагали авторам статей ответить на следующие вопросы:
- Как мы определяем личную миролюбивость? В каких ситуационных сферах (например, внутриличностной, межличностной, средовой, глобальной) может существовать миролюбивое отношение, переживание и поведение?
- Каким образом миролюбивость в одной сфере связана с миролюбивостью в других?
- Какие факторы являются определяющими для миролюбивости в каждой сфере? Является ли одним из них забота (или сострадание)? Существует ли какое-то всеобъемлющее миролюбивое состояние?
- Как связаны личная миролюбивость, телесность и благополучие (well-being)?
- Как мир внутри и спокойствие связаны с работой во благо социальной справедливости? Способствует ли личная миролюбивость социальной активности во имя мира и справедливости или препятствует ей?
- Как мы можем развивать личную миролюбивость?
- Что мы можем предложить тем, кто работает во благо мира и справедливости, чтобы они стали более успешными и эффективными?
«Мы надеемся, что различные ракурсы наших авторов приведут нас, как индивидов и как членов общества, к более гармоничному будущему«.
Окончание первой главы оказалось немного сумбурным, поэтому отмечу только основное. Важно понять причины, по которым многие выбирают враждебность вместо миролюбивости, а защитникам миролюбивости необходимо стать сильнее, чтобы враждебность не использовалась для достижения мира или социальной справедливости. Нужны новые исследования и теоретические разработки, которые позволят от просто изучения личной миролюбивости перейти к целой науке с многочисленными областями применения в целях достижения всеобщего блага.