Заметки из книг

Личная миролюбивость

Устала от “войны” вокруг – захотелось почитать чего-нибудь мирного. Попробую начать сегодня “Personal Peacefulness. Psychological Perspectives” (editors Gregory K. Sims, Linden L. Nelson, Mindy R. Puopolo) – “Личная миролюбивость. Психологическая перспектива”.

МИРОЛЮБИЕ — МИРОЛЮБИВОСТЬ, различаются значением. Миролюбие. Стремление к миру. Проявлять миролюбие. Миролюбивость. Свойство чего-л. по знач. прил. «миролюбивый». Миролюбивость характера.
“Словарь трудностей русского языка для школьников”, сост. С.А.Ушакова, 2007.

В первой главе авторы, они же редакторы книги, определяют личную миролюбивость как миролюбивость отдельных людей, включающую внутренний мир, межличностную миролюбивость и миролюбивое отношение к группам и национальностям, и говорят, что эта книга посвящена попытке понять сущность, поведение и мышление миролюбивого человека, который пусть и не всегда миролюбивый, но хочет разрешать конфликты и становиться более миролюбивым.

Также они уточняют, что Психология мира, сосредоточенная на проблемах миротворчества (peacemaking), миростроительства (peace building) и поддержания мира (peacekeeping), а также прямого и структурного насилия, в основном фокусируется на международных и групповых отношениях и почти не исследует личную миролюбивость, которой посвящена эта книга. В тоже время личная миролюбивость может быть исследована в рамках:
– психологии личности,
– социальной психологии;
– клинической психологии;
– позитивной психологии;
– миролюбия как ненасилия;
– теории привязанности и развития управления эмоциями;
– теории человеческих потребностей;
– буддистских концепций сострадания и осознанности;
– естественно-научного подхода к физиологическим основам миролюбивости;
– феноменологического подхода;
– миролюбия как содействия разрешению конфликтов.

И оговаривают, что хотя книга и не учит напрямую, как стать миролюбивым, но в большинстве глав затрагивается проблема личностного роста, а также описываются интервенции, направленные на повышение миролюбивости взрослых и детей.

При написании книги редакторы предлагали авторам статей ответить на следующие вопросы:

  1. Как мы определяем личную миролюбивость? В каких ситуационных сферах (например, внутриличностной, межличностной, средовой, глобальной) может существовать миролюбивое отношение, переживание и поведение?
  2. Каким образом миролюбивость в одной сфере связана с миролюбивостью в других?
  3. Какие факторы являются определяющими для миролюбивости в каждой сфере? Является ли одним из них забота (или сострадание)? Существует ли какое-то всеобъемлющее миролюбивое состояние?
  4. Как связаны личная миролюбивость, телесность и благополучие (well-being)?
  5. Как мир внутри и спокойствие связаны с работой во благо социальной справедливости? Способствует ли личная миролюбивость социальной активности во имя мира и справедливости или препятствует ей?
  6. Как мы можем развивать личную миролюбивость?
  7. Что мы можем предложить тем, кто работает во благо мира и справедливости, чтобы они стали более успешными и эффективными?

“Мы надеемся, что различные ракурсы наших авторов приведут нас, как индивидов и как членов общества, к более гармоничному будущему“.

Окончание первой главы оказалось немного сумбурным, поэтому отмечу только основное. Важно понять причины, по которым многие выбирают враждебность вместо миролюбивости, а защитникам миролюбивости необходимо стать сильнее, чтобы враждебность не использовалась для достижения мира или социальной справедливости. Нужны новые исследования и теоретические разработки, которые позволят от просто изучения личной миролюбивости перейти к целой науке с многочисленными областями применения в целях достижения всеобщего блага.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: