Город

Я хочу пригласить вас на прогулку (Ханс Мондерман)

Продолжаю читать книгу Лили Бернхаймер (The shaping of us). Первая глава этой книги посвящена дорожному движению в городской среде и тому, как его сделать более безопасным для всех присутствующих в этой среде.

В качестве примеров улучшения среды приводятся два голландских “изобретения” – перекресток Ханса Мондермана и концепция жилой зоны “вунерф” (woonerf) , и мне захотелось найти побольше информации о Хансе Мондермане.

“Ханс Мондерман – инженер организации дорожного движения, который ненавидит дорожные знаки. Он может смириться к хорошо размещенным знаком ограничения скорости или предупреждением о крутом повороте, но он считает, что большинство знаков не только раздражают, но и опасны”.

Ханс Мондерман
By Jerry Michalski – Monderman in calmed traffic circle, CC BY-SA 2.0

Ханс Мондерман – революционер в проектировании дорог, его идея “общего пространства” перевернула представления о том, каким образом должны использоваться городские улицы. По его мнению, водители обладают достаточным разумом и интеллектом, чтобы соотнести свое движение с происходящим в окружающем их пространстве, и что нет необходимости как-то специально ограничивать или оформлять (в том числе и специальными знаками) дорожные развязки. Его слова: “Если вы относитесь к водителям, как к идиотам, они ведут себя, как идиоты. Никогда не относитесь ни к кому, как к идиоту, всегда предполагайте наличие интеллекта”.

“Это социальное пространство, поэтому когда бабушка подходит, вы останавливаетесь – просто потому что нормальные, вежливые люди делают именно так”, – сказал он.

С его точки зрения, разметка может негативно действовать на происходящие события на дорогах – снижать личную и коллективную ответственность участников движения.

“Все эти знаки говорят машинам: “Это ваше пространство и мы организовали ваше поведение таким образом, что до тех по пока вы следуете правилам, с вами ничего не случится””, – говорил Мондерман, – “но это не правда”.

Ханс (Johannes ‘Hans’ Iebe Monderman) родился 19 ноября 1945 года в Леувардене (Фрисландия) в семье директора начальной школы. С раннего возраста он отличался любовью к технике и практическими навыками, а его казалось бесконечная широта познаний и энтузиазм удивляли его современников.

“Я всегда был тем, кто ремонтировал телевизоры в нашей деревне”.

Он начал работать как инженер в дорожном строительстве, а после расследовал ДТП. Он учился на продвинутого инструктора по вождению и помогал организовывать школы вождения. Его знание проектирования и строительства дорог и понимание людей на дорогах пробудило его интерес к психологии и урбанистике.

“Беда дорожных инженеров в том, что они всегда пытаются что-то добавить туда, где обнаруживаются проблемы. Я считаю, куда лучше – убирать”.

В 1982 году Мондерман стал главой группы, отвечающей за дорожную безопасность во Фрисладии, созданной для решения национальной задачи по борьбе с травмами и смертностью на дорогах. Он всегда сомневался по поводу необходимости наличия дорожных знаков, “лежачих полицейских” и шикан, и стал изучать, как влияет на поведение водителей, удаление всей этой параферналии и использование новых проектировочных решений, подчеркивающих своеобразие каждого места. Один из его ранних проектов в деревне Аудехаске (Oudehaske) снизил скорость движения больше, чем это достигалось с помощью традиционных методов. Он продолжил воплощать свои идеи в более чем 100 городах и деревнях, используя для этого ландшафт, освещение, публичное искусство и местные материалы, пересматривая язык городских улиц и пространств.

Он не считал такой дизайн панацей, так как, с одной стороны, некоторые водители будут нарушать правила в любом месте, а, с другой стороны, не везде такие перекрестки впишутся в города, особенно в крупные.

Когда группа родителей обратилась к нему с просьбой расширить двухполосную дорогу к школе, так как она была слишком мала для их “огромных машин”, он ответил отказом. И добавил, что проблема здесь не в дороге, а в машинах. “Они не могут подождать, пропуская друг друга? Я бы не вмешивался в право людей покупать машины, которые они хотят купить, но правительство не обязано решать проблемы, которые люди создают сами, делая такой выбор”.

В течение 20-го века инженеры и планировщики обычно старались отделить транспортные средства от пешеходов. Мондерман показал, что это делать необязательно, и что можно отнестись к водителям как к ответственным гражданам, и вписать их в социальную ткань города. Такая позиция казалась несколько провокативной по отношению к роли государства и контролю в принципе, и их влиянию на социальное поведение и коллективную ответственность.

“По существу это означает передачу власти и ответственности от государства к отдельным людям и обществу в целом”.

Неудивительно, что его работы доставили определенный дискомфорт правительствам в то время, как его идеи получили признание у местных общин, которые только выиграли от уменьшения количества ДТП, задержек на дорогах и более качественного пространства.

“Пешеходы и велосипедисты раньше избегали этот перекресток, но не теперь. Машины высматривают велосипедистов, велосипедисты пешеходов, и все заботятся друг о друге. Вы не можете надеяться, что дорожные знаки и разметка будут стимулировать такое поведение. Вам нужно встроить это в дорожный проект”.

Его подход был назван “Проектирование для согласования”, который, как он с присущей ему скромностью говорил, работает в одних условиях лучше, чем в других. Он обнаружил, что на оживленных городских перекрестках с медленным движением, будет более безопасным и эффективным позволить участникам движения смотреть друг на друга, а не на знаки и разметку.

“У кого приоритет?” он спросил риторически, – “Мне все равно. Люди должны сами определиться, договориться, использовать свой мозг”.

На рубеже веков, когда крупные организации Великобритании и США, связанные с планированием, задумались о социальной и экономической ценности городского ландшафта, работы Мондермана вдруг привлекли внимание профессионалов, политиков, исследователей и журналистов со всего мира. Особенным интересом пользовались его переделки нескольких перекрестков в Драхтене, главной улицы в Харене и пригорода Гронингена. А Европейский союз даже начал исследовательскую программу по “общему пространству”, основываясь на опыте Мондермана.

Такое публичное внимание не всегда удобно для спокойного, скромного человека, но Мондерман принимал посетителей терпеливо и великодушно.

“Я хочу пригласить вас на прогулку” – сказал Ханс Мондерман, резко остановив машину и выходя без шапки и почти без волос в ледяной дождь.

Телевизионщикам предлагалось брать интервью непосредственно в центре перекрестков, где он уверенно вставал между проезжающих мимо машин. Он часто тестировал собственные идеи, прогуливаясь задом наперед в плотном движении, уверенный в том, что он создал правильные условия, в которых водители могут быстро адаптироваться к чему-то необычному.

Его одержимость работой приводила к проблемам дома. Его жена ненавидела разговоры о планировке дорог. Он посвящал своей работе 70 часов в неделю, несмотря на его идеалистические обещания уменьшить количество проектов и оставаться дома по пятницам.

Он умер от рака 7 января 2008 года на 63-м году жизни. Перед своей смертью он работал над созданием исследовательского института для решения технических, организационных и политических проблем на пути к более инклюзивному и цивилизованному общественному пространству.

Дополнительную информацию о Хансе Мондермане можно найти:
на английском:
1. В Википедии
2. На Youtube
3. Internet Archive
4. Hans Monderman’s People-Friendly Dutch “squareabout”
на русском:
Вокруг света

Источники:
Obituary by Ben Hamilton-Baillie
Road design? He calls it a revolution
Hans Monderman, 1945 – 2008. In memoriam
Roads gone wild

Если у вас есть какая-то дополнительная информация о Хансе Мондермане, поделитесь ей, пожалуйста, в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: