Я хочу пригласить вас на прогулку (Ханс Мондерман)
Продолжаю читать книгу Лили Бернхаймер (The shaping of us). Первая глава этой книги посвящена дорожному движению в городской среде и тому, как его сделать более безопасным для всех присутствующих в этой среде.
В качестве примеров улучшения среды приводятся два голландских «изобретения» — перекресток Ханса Мондермана и концепция жилой зоны «вунерф» (woonerf) , и мне захотелось найти побольше информации о Хансе Мондермане.
«Ханс Мондерман — инженер организации дорожного движения, который ненавидит дорожные знаки. Он может смириться к хорошо размещенным знаком ограничения скорости или предупреждением о крутом повороте, но он считает, что большинство знаков не только раздражают, но и опасны».
Ханс Мондерман — революционер в проектировании дорог, его идея «общего пространства» перевернула представления о том, каким образом должны использоваться городские улицы. По его мнению, водители обладают достаточным разумом и интеллектом, чтобы соотнести свое движение с происходящим в окружающем их пространстве, и что нет необходимости как-то специально ограничивать или оформлять (в том числе и специальными знаками) дорожные развязки. Его слова: «Если вы относитесь к водителям, как к идиотам, они ведут себя, как идиоты. Никогда не относитесь ни к кому, как к идиоту, всегда предполагайте наличие интеллекта».
«Это социальное пространство, поэтому когда бабушка подходит, вы останавливаетесь — просто потому что нормальные, вежливые люди делают именно так», — сказал он.
С его точки зрения, разметка может негативно действовать на происходящие события на дорогах — снижать личную и коллективную ответственность участников движения.
«Все эти знаки говорят машинам: «Это ваше пространство и мы организовали ваше поведение таким образом, что до тех по пока вы следуете правилам, с вами ничего не случится»», — говорил Мондерман, — «но это не правда».
Ханс (Johannes ‘Hans’ Iebe Monderman) родился 19 ноября 1945 года в Леувардене (Фрисландия) в семье директора начальной школы. С раннего возраста он отличался любовью к технике и практическими навыками, а его казалось бесконечная широта познаний и энтузиазм удивляли его современников.
«Я всегда был тем, кто ремонтировал телевизоры в нашей деревне».
Он начал работать как инженер в дорожном строительстве, а после расследовал ДТП. Он учился на продвинутого инструктора по вождению и помогал организовывать школы вождения. Его знание проектирования и строительства дорог и понимание людей на дорогах пробудило его интерес к психологии и урбанистике.
«Беда дорожных инженеров в том, что они всегда пытаются что-то добавить туда, где обнаруживаются проблемы. Я считаю, куда лучше — убирать».
В 1982 году Мондерман стал главой группы, отвечающей за дорожную безопасность во Фрисладии, созданной для решения национальной задачи по борьбе с травмами и смертностью на дорогах. Он всегда сомневался по поводу необходимости наличия дорожных знаков, «лежачих полицейских» и шикан, и стал изучать, как влияет на поведение водителей, удаление всей этой параферналии и использование новых проектировочных решений, подчеркивающих своеобразие каждого места. Один из его ранних проектов в деревне Аудехаске (Oudehaske) снизил скорость движения больше, чем это достигалось с помощью традиционных методов. Он продолжил воплощать свои идеи в более чем 100 городах и деревнях, используя для этого ландшафт, освещение, публичное искусство и местные материалы, пересматривая язык городских улиц и пространств.
Он не считал такой дизайн панацей, так как, с одной стороны, некоторые водители будут нарушать правила в любом месте, а, с другой стороны, не везде такие перекрестки впишутся в города, особенно в крупные.
Когда группа родителей обратилась к нему с просьбой расширить двухполосную дорогу к школе, так как она была слишком мала для их «огромных машин», он ответил отказом. И добавил, что проблема здесь не в дороге, а в машинах. «Они не могут подождать, пропуская друг друга? Я бы не вмешивался в право людей покупать машины, которые они хотят купить, но правительство не обязано решать проблемы, которые люди создают сами, делая такой выбор».
В течение 20-го века инженеры и планировщики обычно старались отделить транспортные средства от пешеходов. Мондерман показал, что это делать необязательно, и что можно отнестись к водителям как к ответственным гражданам, и вписать их в социальную ткань города. Такая позиция казалась несколько провокативной по отношению к роли государства и контролю в принципе, и их влиянию на социальное поведение и коллективную ответственность.
«По существу это означает передачу власти и ответственности от государства к отдельным людям и обществу в целом».
Неудивительно, что его работы доставили определенный дискомфорт правительствам в то время, как его идеи получили признание у местных общин, которые только выиграли от уменьшения количества ДТП, задержек на дорогах и более качественного пространства.
«Пешеходы и велосипедисты раньше избегали этот перекресток, но не теперь. Машины высматривают велосипедистов, велосипедисты пешеходов, и все заботятся друг о друге. Вы не можете надеяться, что дорожные знаки и разметка будут стимулировать такое поведение. Вам нужно встроить это в дорожный проект».
Его подход был назван «Проектирование для согласования», который, как он с присущей ему скромностью говорил, работает в одних условиях лучше, чем в других. Он обнаружил, что на оживленных городских перекрестках с медленным движением, будет более безопасным и эффективным позволить участникам движения смотреть друг на друга, а не на знаки и разметку.
«У кого приоритет?» он спросил риторически, — «Мне все равно. Люди должны сами определиться, договориться, использовать свой мозг».
На рубеже веков, когда крупные организации Великобритании и США, связанные с планированием, задумались о социальной и экономической ценности городского ландшафта, работы Мондермана вдруг привлекли внимание профессионалов, политиков, исследователей и журналистов со всего мира. Особенным интересом пользовались его переделки нескольких перекрестков в Драхтене, главной улицы в Харене и пригорода Гронингена. А Европейский союз даже начал исследовательскую программу по «общему пространству», основываясь на опыте Мондермана.
Такое публичное внимание не всегда удобно для спокойного, скромного человека, но Мондерман принимал посетителей терпеливо и великодушно.
«Я хочу пригласить вас на прогулку» — сказал Ханс Мондерман, резко остановив машину и выходя без шапки и почти без волос в ледяной дождь.
Телевизионщикам предлагалось брать интервью непосредственно в центре перекрестков, где он уверенно вставал между проезжающих мимо машин. Он часто тестировал собственные идеи, прогуливаясь задом наперед в плотном движении, уверенный в том, что он создал правильные условия, в которых водители могут быстро адаптироваться к чему-то необычному.
Его одержимость работой приводила к проблемам дома. Его жена ненавидела разговоры о планировке дорог. Он посвящал своей работе 70 часов в неделю, несмотря на его идеалистические обещания уменьшить количество проектов и оставаться дома по пятницам.
Он умер от рака 7 января 2008 года на 63-м году жизни. Перед своей смертью он работал над созданием исследовательского института для решения технических, организационных и политических проблем на пути к более инклюзивному и цивилизованному общественному пространству.
Дополнительную информацию о Хансе Мондермане можно найти:
на английском:
1. В Википедии
2. На Youtube
3. Internet Archive
4. Hans Monderman’s People-Friendly Dutch “squareabout”
на русском:
Вокруг света
Источники:
Obituary by Ben Hamilton-Baillie
Road design? He calls it a revolution
Hans Monderman, 1945 — 2008. In memoriam
Roads gone wild
Если у вас есть какая-то дополнительная информация о Хансе Мондермане, поделитесь ей, пожалуйста, в комментариях.